«Самое прекрасное из всех доступных нам переживаний - переживание непостижимого... Тот, кому незнакомо это чувство, кого ничто более не удивляет и не приводит в трепет, все равно что мертвец.»
Альберт Эйнштейн (Суфий и мистик, как по стилю мышления, так и по стилю жизни.)
Как же смотрит современная наука на строение нашего мира.
Прежде всего основополагающая книга Фритьофа Капры "Дао физики" (1975 г).
Ф.Капро утверждает, что в физике XX в. произошел ряд концептуальных революций, которые ярко показали ограниченность механистической модели мира и привели к органической, экологической точке зрения на мир, обнаруживая, по мнению Ф. Капры, большие аналогии со взглядами мистиков всех времен и традиций
«Она (наука) будет дополняться интуитивными способами поэтов, мистиков, философов и многими другими эквивалентными способами"
Согласно Ф. Капре, "...существует фундаментальная гармония между духом Восточной мудрости и Западной науки"
Под восточной мудростью понимается ряд утонченных теологий, духовных упражнений и философских систем (индуизм, буддизм, даосизм, дзен). Он усматривает гармонию в идентичности следующих трех концепций, существующих как в восточной мудрости, так и в европейской науке.
1. Все восточные школы мышления исходят из того, что знание о мире дается прямо, непосредственно, в акте интуиции, вне рамок логики, и поэтому его нельзя адекватно выразить обычным языком. Аналогично в европейской науке атомный и субатомный уровни реальности невозможно описать классической (аристотелевской) логикой и обыденным языком.
2. Восточный взгляд является органическим: феноменальный мир есть манифестация Единого, поэтому стремление делить воспринимаемый мир на индивидуальные вещи представляет собой иллюзию. Квантовая механика свидетельствует о неприменимости понятия "индивидуальная вещь" в области микромира.
3. Восточная мудрость не проводит различия между живой и неживой природой - весь космос живой, т. е. динамичен; данная идея релевантна современной физике. Поэтому квантовая механика и теория относительности заставляют нас видеть мир способом, близким восточному. Эта близость усиливается при построении релятивистской теории "субъядерного мира"
Рассматривая роль субъекта познания в исследовании микромира, Ф. Капра делает вывод о том, что по мере дальнейшего проникновения в субмикроскопический мир мы "...придем к рассмотрению мира как системы неделимых, взаимодействующих компонентов с человеком как интегральной частью этой системы" Этими соображениями Ф. Капра пытается подкрепить мысль о необходимости включения мистического мышления в ткань научного творчества.
Что важно - подобной точки зрения придерживаются ведущие физики мира.
Если совсем кратко – современная физика и древневосточные учения приходят к полному единодушию касательно устройства мира.