Наверх
Войти на сайт
Регистрация на сайте
Зарегистрироваться
На сайте недоступна
регистрация через Google

Alexandr, 70 - 19 марта 2008 11:40

Все
Окончание. При том, что человеческий дух всё обобщает. Он вырывает из контекста романа любовь как таковую – в её нереальной, очищенной от трусов и сала форме – и помещает в жизнь юной мечтательницы. Мол, любовь у меня будет, как у Маргариты, - а вот отдыхать я буду на Канарах, как жена банкира… И чтобы всё так красиво – отель, пляж, хороший купальник, холодное шампанское рядом в ведерке… Продолжать ли?
. Человеческий дух чувствует себя комфортно в пространстве мечты – и бежит всего конкретно-реального Скажу более. Для духа нет разницы между мечтой о счастье и самим счастьем. Мечта о счастье – это уже счастье (ибо в пространстве мечты уже реально существует тот, о ком мечтаем. Раз есть о ком мечтать – то уже мечтаем. Счастье и мечта, по сути дела, одно и то же… И не будь души, все только и делали, что мечтали бы – оно и приятно, и спокойно… Но теперь давайте выясним - что есть Мастер? .
. Задумывались ли вы, критическая читательница, что представляет из себя герой нашего романа как мужчина? Судите сами: денег он не зарабатывает, и Булгакову пришлось выиграть за него сто тыщь рублей, чтобы его прокормить. Любопытно, что никто не отметил вопиющую искусственность этого литературного приёма (без которого, впрочем, не было бы ни Мастера – творческого человека, обладающего, по любимому выражению Бердяева, "последней свободой", ни серого костюма, ни цветов в вазе и ресторанов, да и романа как такового – вряд ли Маргарита стала знакомиться на улице с каким-то оборванцем…) Этот приём искусственен потому и только потому, что судьба никогда не позволит подлинно творческому человеку так (внезапно и сказочно) разбогатеть – кстати, это общеизвестно. Она будет держать его на голодном пайке, посылая лишь необходимое, и уровень этого необходимого определяет сама, а не поручает своему протеже. Да и настоящий Мастер всегда доверяет судьбе – если она не посылает какую-то вещь (страстно мечтаю о “Порше Каррера 911”), то, значит, и не след… И наоборот: если посылает что-то, значит заслужил. В этом смысле все события в жизни творческого человека имеют знаковый характер (Набоков гипертрофировал эту идею в своём романе “Защита Лужина”). Я никогда не покупаю телефонные карточки – когда одна заканчивается, то нахожу новую, в первом попавшемся телефоне-автомате. Нужен был мобильник – и он появился. Вспомните “Портрет” Гоголя – вот что значит для творческого человека разбогатеть. Найди я деньги – то начал бы с “Порше”, а не с покупки необходимых книг… Что это за Мастер такой – без великих человеческих страстей… Ибо собственно страсти (куда нужно направленные) и делают Мастера таковым. Достоевский был страстным игроком… О Пушкине вообще умалчиваю… “Что-то, воля ваша, недоброе таится в мужчинах, избегающих вина, игр, общества прелестных женщин, застольной беседы… Такие люди или тяжко больны, или втайне ненавидят окружающих”. Мастер был, без сомнения, мужчиной. Творчество - высшая форма мужественности. Ибо требует отказаться от слишком многого... Настоящий Мастер – если он и впрямь заслуживает такого наименования – будет писать то, к чему лежит душа, а не то, за что платят… Видите, как она зарабатывается – эта большая буковка…
. Но я отвлекся. Итак, Булгаковский Мастер не мог выиграть эти деньги по определению. А его отношения с Маргаритой? Обратите внимание, как описывает автор визит Маргариты: “Она приходила и первым долгом надевала фартук, и … готовила завтрак, и накрывала его в первой комнате на овальном столе”. Вообще-то, для любимого мужчины было бы логичнее приготовить обед – коль скоро он корпеет над и вправду крутыми рукописями… Завтрак у пары истинно влюбленных частенько готовит мужчина – да ещё подаёт женщине в постель… Но кого обычно кормят завтраком? – а ребенка… Смотрим конец романа: “Тогда в потоке складывается непомерной красоты женщина и выводит к Ивану за руку пугливо озирающегося обросшего бородой человека”… Итак, в союзе этих двоих безусловным лидером была Маргарита (если всё же абстрагироваться от творчества Мастера и его всемирно-исторической роли в романе). А все барышни в анкетах почему-то пишут “ищу уверенного в себе…” – и при этом ничего не имеют против Мастера, причем булгаковского. Полно! Готовы ли вы принять мастера, “пугливо озирающегося”? И выводить его за ручку? И выводить чёрт-те откуда? Да, кто-то и мечтает о Мастере. Но многие ли готовы принять вместе с этой абстрактной мечтой и ещё его неуверенность в себе, мятущуюся душу, и ещё не знаю какие слабости, выведенные в романе (или которые, при ближайшем рассмотрении, можно там найти)? А ведь мечтают, почему-то, об одних достоинствах (та область человеческой души, отвечающей за детали, в процессе мечты вообще не участвует – иначе мечты бы не было). Да встреть такая мечтательница того самого Мастера – её бы стошнило: ну какое чмо!? Замечу также, что в романе ему было 38 лет (а вот на стенах булгаковского подъезда всегда рисовали физиономию 25-летнего красавца – что значит духовное абстрагирование от деталей). Повстречай такая мечтательница Мастера в реальном возрасте – то ужаснулась бы. А всё мечта! А всё жизнь духа!
. Маргарита перенесла на Мастера весь тот эмоциональный комплекс, который был предназначен её несуществующему ребенку. “Была на свете одна тётя. И у неё не было детей, и счастья вообще тоже не было…” – говорит она засыпающему мальчику, уже будучи ведьмой. А ведь женщина – у неё о чём болит, о том и говорит, тем более ребенку (как случайному попутчику в поезде). Марго в этой колыбельной явно изливает свою душу… Ох, не зря, не случайно ввел Булгаков в роман этот эпизод! Бессознательно Маргарита считала ребенком рукописи Мастера: “Я всю душу вло
Добавить комментарий Комментарии: 0
Мы используем файлы cookies для улучшения навигации пользователей и сбора сведений о посещаемости сайта. Работая с этим сайтом, вы даете согласие на использование cookies.